Сколиоз и нарушения осанки

Сколиоз - искривление позвоночника - родом из детства. Именно в период активного роста ребенка формируются патологические изгибы, которые могут остаться с человеком на всю жизнь. Как не пропустить начало болезни и не допустить ее развития? Что делать, если неправильная осанка уже сформирована? Можно ли вернуть спине ее природную красоту? Об этом и многом другом рассказывает

врач травматолог-ортопед Алексеев Сергей Юрьевич

 

 

 

 

- Сергей Юрьевич, пока Вы были заняты с пациентом, я наблюдал, как работают инструкторы в тренажерном зале. Обратил внимание и на то, что здесь занимается много подростков. Я так понимаю, к вам прикреплена какая-то спортивная секция?

- Сейчас просто послеобеденное время, так называемый школьный час. Если придете утром, увидите пенсионеров, которые выбирают для себя наиболее спокойное время, потому что вечером будет уже «аншлаг среднего возраста»: люди придут заниматься после работы.

- Странно, но ваши школьники не похожи на больных: они стройные, осанистые и работают с полным отягощением. Вот я и подумал про секцию…

- Я вас разочарую, но спины у них не совсем прямые. Другое дело, что многие из этих пациентов занимаются  у нас достаточно долго, и их проблемы уже не так заметны, как раньше. Но в любом случае мне приятно слышать про их стройность и осанистость, это лучшая оценка эффективности нашей работы.

- И как давно они занимаются? Месяц, два?

- Смотря о каком заболевании идет речь.

- Я хотел бы подробно поговорить с Вами о сколиозе.

- На сколиоз уходят не месяцы – годы. А в идеале – вся жизнь…

- Всю жизнь лечиться?!

- Не лечиться, а вести здоровый образ жизни. Потому что в противном случае вы обречены на проблемы с позвоночником, да и не только с ним. Даже абсолютно здоровый человек, если такового можно себе в наше время представить, быстро растеряет свое природное богатство, не утруждая себя дозированными физическими нагрузками, режимом дня, правильным питанием и т.д. Сколиоз же требует жесткого самоконтроля и ежедневной работы над собой. В противном случае он будет прогрессировать.

- Иными словами, ваши пациенты «обречены» на здоровый образ жизни?

- Что же в этом плохого? Почему-то когда подросток начинает курить или пробует на вкус алкоголь, никто особенно не ужасается: ведь у него это теперь - на всю жизнь! Родители поругают-поругают, да и успокоятся. Что поделаешь, ведь дети взрослеют… А если говоришь, что сутулость надо исправлять, прививая чадам любовь к физкультуре, спорту, режиму, то печально отводят глаза. Потому что хорошо понимают, что назиданиями и нравоучениями здесь не обойдешься, нужна кропотливая педагогическая работа, а еще лучше собственный пример...

Вот если вы заметили, в зале занималась высокая девушка в белом спортивном костюме.

- Да, припоминаю.

- Так вот, она пришла к нам два года назад. Точнее, ее привела мама. Привела случайно, потому что девочка жаловалась на головные боли, и ей нигде не могли поставить диагноз. Лечение подобрать было трудно, сосудистые и обезболивающие препараты не помогали. И мама уже не выбирала, а перебирала врачей и медучреждения, что называется, «методом тыка».

Аня имела избыточную массу тела, сколиоз 1-2 степени, была крайне негативно настроена по отношению к докторам. У нее был гастрит из-за неправильного питания и большого количества таблеток, которые она принимала на протяжении нескольких лет. Девушка страдала от бессонницы, была очень плаксивой. И все это на фоне активной гормональной перестройки в пубертатном периоде.

Внимательно изучив ее медицинскую карточку, заключения наших коллег из других клиник, мы провели полноценное обследование: сделали ЯМРТ, посмотрели кровоток сосудов мозга, взяли кровь на биохимию, гормоны и прямо сказали маме, что тоже не видим явной причины столь выраженной цефалгии (головной боли – авт.). Но есть «наши» проблемы с позвоночником, которые требуют коррекции, в частности, сколиоз. И назначили лечение.

Первые: массаж и физиотерапия - прошли спокойно. Но после занятия с инструктором на тренажерах девочка наотрез отказалась сюда ездить. Ей тяжело, ей плохо, ей не нравится и т.д. Надо отдать должное маме – побольше бы таких сознательных родителей – женщина все-таки привела ее на следующий день в зал. Причем обе были в спортивной форме. А уже через две недели мы заметили, что Аня стала приезжать одна.

- Понравилось заниматься?

- Не думаю, что это произошло так быстро. Но точно могу сказать, что повлияло на ее отношение к лечению: она увидела результаты. Она стала заметно худеть. Каждый раз после занятий, подходила к зеркалам и со всех сторон себя разглядывала.

- А что было дальше?

- Постепенно нормализовался вес. Через год рентген показал прекрасный позвоночник. И, о чудо, прошла головная боль, причем она прошла первой - через месяц-полтора от начала лечения. Ну, а конечный итог нашей работы вы оценили сами.

- То есть в настоящее время занятия Ане больше не нужны, она ходит сюда просто для поддержания формы?

- Именно так. Даже если она бросит заниматься, искривления спины уже не произойдет. Но это – в данном конкретном случае. Более выраженные формы болезни потребуют обязательных и регулярных нагрузок. Проще говоря, если мы имеем дело со сколиозом первой степени, то благодаря занятиям можно свести патологию к «нулю». Причем кифозы (сутулость) поддаются коррекции гораздо быстрее S-образных искривлений. Сколиоз второй степени и выше полностью уже не исправить, особенно при ригидности мышечного каркаса. Уменьшить степень и выраженность получится, и предотвратить дальнейшее прогрессирование тоже, но вернуть человеку идеальную спину, увы, нельзя. Что же касается более тяжелых случаев – 3-4 степень сколиоза – помочь может только операция!

- Я неоднократно читал, что существуют различные авторские техники мануальной терапии, которые позволяют добиться результата как раз при тяжелых формах болезни...

- Интересно, где вы это читали? В каком научном журнале?.. «Мануалка», которая в нашем центре представлена очень широко, - это всегда вопрос целесообразности. «Надо-не надо» – для каждого больного вопрос решается строго индивидуально. Эта методика помогает снять так называемые функциональные блокировки, улучшить работу того или иного позвоночного сегмента и т.д. Она прекрасно помогает в комплексном лечении больных сколиозами, но никак не панацея: «пришел изогнутым – ушел прямым».

- Но ведь пишут именно так.

- В этом случае речь идет об эффекте быстрого изменения осанки после сеанса. Пациенты видят, как симметрично теперь расположены их лопатки, как распрямились плечи, как выровнялась спина… Но надо понимать, что это не итог, а лишь маленькое звено в цепочке необходимых работ с позвоночником. Без физиотерапии, массажа, иголок, корсетов, правильно подобранных постоянных нагрузок  и т.д. устойчивого прогресса не будет. Более того, можно серьезно навредить ребенку. Сегодня его выпрямили, а завтра он «сложился» еще сильнее! И такие пациенты к нам обращаются регулярно!

- Получается, что никакой костоправ, или в терминах современной медицины «мануальный терапевт» мгновенного чуда не сотворит…

- Абсолютно верно. Сколиоз, гиперкифоз, гиперлордоз или другие нарушения физиологических изгибов позвоночника поддаются только длительной терапии. И подчас для решения даже «незначительной» проблемы требуется использовать весь арсенал нашего центра, а это десятки самых современных методик!

К тому же в нашем обществе очень сильны стереотипы. Беда всех родителей в том, что они считают лечебную физкультуру чем-то вроде зарядки, полезной для здоровья, но не более того. Вот если доктор спину мнет, руки-ноги крутит – это лечение настоящее. Капельницу поставили, укол сделали, электроды приложили – понятно, за что деньги платим. А то, что после этих лечебных процедур с ребенком работает профессиональный инструктор, который, по сути, моделирует правильный мышечный каркас – так это что-то вроде довеска к покупке.

Вы даже не представляете себе, как трудно бывает объяснить некоторым людям, например, то, что  академик Валентин Иванович Дикуль – не маг и волшебник, не целитель, который все может и умеет, а великий труженик, создавший свою систему реабилитации. Как же не волшебник? – спрашивают. Ведь он вытащил себя из инвалидного кресла, значит, и меня поднимет!

Говоришь, да, вытащил. И на ноги поставил. И силачом сделал… Но ведь не пассами, и не заклинаниями, а ежедневным трудом: по 5-7 часов в день занятий. Дикуль и по сей день тренируется. Хотите восстановиться, занимайтесь, как он, ходите на тренажеры, превозмогайте боль и усталость, тогда и у вас получится…

- Все понятно. Тема чудесного избавления от сколиоза закрыта. Но сразу возникает другой вопрос. Если больных так долго и трудно лечить, а сколиоз 3-4 степени вообще требуют хирургического вмешательства, почему бы самим родителям не заняться его профилактикой…

- Бальзам на душу! Вы у меня - первый журналист, который так ставит вопрос. Абсолютно верно. Более того, за исключением случаев злокачественной формы болезни, которая развивается, как правило, уже к пяти-шести годам жизни, не допустить развитие сколиоза очень просто.

В рамках программы «Здоровое поколение» Управлением здравоохранения ЮЗАО г. Москвы совместно с Московскими Центрами В. И. Дикуля (МРЦ «Беляево» и МРЦ «Лосиный остров») проводятся бесплатные консультации подростков и школьников г. Москвы для раннего выявления заболеваний позвоночника и коррекции осанки у подростков.

 

- Что для этого нужно?

- Посещать поликлинику – и всего-то! Нужно помнить, что существуют определенные возрастные периоды, когда ребенка обязательно следует показывать неврологу и ортопеду.

- Какие именно?

- В младенчестве: сразу после рождения, в один месяц и в шесть месяцев. Затем в раннем детстве: год и три года жизни. На этих этапах родители «пропускают» вывихи и подвывихи тазобедренного сустава, деформации стоп (плоскостопие), Х-образное искривление ног, а также начало формирования самого опасного диспластического сколиоза. Он и так очень тяжело протекает, а если вовремя не начать лечение, когда еще можно приостановить развитие болезни, тогда изменения становятся выраженными и необратимыми.

Следующий период - половое созревание (11-14 лет). Хотя бы раз в три месяца нужно смотреть на своего ребенка со спины, причем раздетого до трусов. Тогда не будучи специалистом можно заметить первые признаки искривления, сутулость. Но, увы, если взять любую медицинскую карточку наших пациентов, то в девяти из десяти случаев вы найдете такие записи: 5 лет - «норма», 10 лет – «норма», 12 лет - «нарушение осанки», 14 лет - «сколиоз третьей степени». И когда задаешь родителям вопрос: с какого возраста у ребенка началось искривление, они ничего не могут сказать.

- А кто больше подвержен сколиозу, мальчики или девочки?

- По статистике – девочки. По данным обращаемости в наш центр – мальчики.

- Откуда такое несоответствие?

- С одной стороны, девочки в пубертате растут более равномерно, у них не столь выражен скачок в физическом развитии. А мальчишки могут вытянуться за одно лето сразу на 5-7 сантиметров. Отсюда и проблемы: происходит дисбаланс роста – костной и мышечной систем. В результате в позвоночном столбе формируются патологические изгибы. И чем сильнее скачок, тем выше риск искривления…

Но с другой стороны, мальчишки более подвижны, любят бороться, играть в футбол, чаще посещают спортивные секции, поэтому во многих случаях их сколиоз компенсируется физической нагрузкой. А девочки, если их вовремя не привести в зал, к сожалению, остаются со своей  патологией на всю жизнь…

- Допустим, родители или врачи на диспансеризации заметили сутулость или искривление позвоночника. Что делать дальше?

- Во всех детских поликлиниках есть врачи ЛФК. С ребенком нужно ходить на занятия лечебной физкультурой.

- Тогда почему они этого не делают?

- Почему не делают, делают… Им прописывают 10-15 занятий, они их и проходят. А потом успокаиваются. Просто врачи не акцентируют внимание на то, что эти занятия должны проводиться постоянно.

- А как работают с подростками в центре Дикуля?

- Если говорить только об ЛФК, то мы делаем упор на индивидуальные занятия. Начинаем, разумеется, с обязательного подготовительного этапа, общего для всех больных, в массе своей детренированных: укрепляем мышцы спины, пресса, плечевого пояса. Затем проводим курсовую коррекционную работу с каждым пациентом в отдельности: назначаем дозированную ассиметричную нагрузку, необходимую для устойчивого поддержания физиологической осанки. Следим за происходящими изменениями и корригируем упражнения. Когда лечебный эффект достигнут, назначаем профилактические курсы - один раз в три-четыре месяца.

Также каждый пациент получает подробнейшую инструкцию, причем индивидуально скорректированную: по питанию, по образу жизни, по упражнениям, которые он будет делать в домашних условиях.

И еще важный момент – наши пациенты и после лечения поддерживают тесную связь с лечащим врачом. Перефразируя классика, «мы всегда в ответе за тех, кого распрямили»…

 

Интервью